smirennyj_otrok: (жаба)
[personal profile] smirennyj_otrok
Давно пора было это сделать, но только сейчас руки дошли. Слепил из нескольких основных источников список неподвижных праздников римского литургического года, как он выглядел в VII или VIII веке. Как раз начиная с того времени римское богослужение стало активно распространяться по всей Европе. Об этом написал, например, Беда в «Церковной истории англов» применительно к Британии, но еще большее значение имело римское влияние на франков: именно благодаря этому римский обряд в итоге возобладал на всем Западе, переварив или вытеснив местные традиции. Разумеется, вместе с обрядом распространялся и цикл праздников, который сложился в Риме. Нельзя сказать, чтобы Рим не оказывал влияния на разные западные регионы до этого времени: римская богослужебная традиция издавна считалась особенно авторитетной и внушала некое благоговение, но только при Каролингах она стала уверенно доминировать почти на всем латинском Западе.
.
sma1.jpg
.
Не все просто с источниками, по которым можно восстановить римский литургический год. Из того, что я использовал, только два источника стопроцентно происходят из самого Рима: это Сакраментарий Григория в редакции Hadrianum (книга для папского богослужения VII–VIII веков) и евангельский лекционарий типа Π (середина VII века). Самая ранняя богослужебная книга, Веронский сакраментарий, составлена из текстов римского происхождения, но вряд ли в самом Риме. Сакраментарий Геласия, видимо, восходит к литургическим книгам римских пресвитеров, но был собран или отредактирован во франкской Галлии. Неудивительно, что в нем больше всего девиантных памятей, не имеющих соответствий в других римских источниках. Наконец, антифонарий представлен несколькими каролингскими рукописями из северной Италии и франкских земель. Поэтому адекватное представление о римском литургическом годе можно получить только при сопоставлении всех этих материалов.
.

.
Заметны кое-какие общие тенденции. Число праздников неуклонно растет (сколько их было в IV веке, можно увидеть здесь), в том числе за счет заимствований из восточной традиции. Среди таких заимствований праздники в честь Богородицы и Креста: Сретение или Очищение Марии (2 февраля), Благовещение (25 марта), обретение креста (3 мая), Вознесение (15 августа) и Рождество Марии (8 сентября), воздвижение креста (24 сентября). Напротив, другие праздники, которые отмечались в Риме еще в IV веке, теряют прежнее значение и даже исчезают. Большинство святых местные римские мученики; есть святые из других мест в Италии (Агата из Катании, Луция из Сиракуз, Феликс Ноланский, Гервасий и Протасий из Милана), из Испании (Винцентий) и Галлии (Мартин Турский). Самые важные праздники легко опознать, потому что они снабжены вигилией и нередко октавой: Рождество (25 декабря), Богоявление (6 января), дни памяти Иоанна Крестителя (24 июня), апостолов Петра и Павла (29 июня), мученика Лаврентия (10 августа), апостола Андрея (30 ноября). Приобретает устойчивость рождественский цикл: в дни после Рождества отмечается память первомученика Стефана, евангелиста Иоанна и вифлеемских младенцев. В отдельных книгах встречаются загадочные памяти: чаще всего этим грешит Сакраментарий Геласия, но и в Веронском сакраментарии под датой Рождества можно увидеть странное скопление святых, видимо, разнородного происхождения. Однако таких кракозябр немного.
.
sma2.jpg

Кстати, фрески в Санта Мария Антиква относятся как раз к этому времени.



UPD. Мне приватно указали, что Sanctorale Romanum неудачное название для таблицы, потому что термин "санкторал" вошел в употребление намного позже того периода, о котором идет речь. Кроме того, праздник Рождества, хотя и неподвижный, относится к темпоральному циклу.

Date: 2017-02-28 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
а у Вас нет планов посмотреть на этом фоне кельтские календари?

у меня-то есть -- написать кое-что о специфике кельтских памятей, которых нет в римских календарях, или об отсутствии чего-то, что в римских должно быть.

Date: 2017-02-28 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] smirennyj-otrok.livejournal.com
Меня посещала такая мысль, но без труда не выловишь рыбки из пруда. Нормальные календари в Ирландии появляются где-то в XII веке и в основном слизаны с англо-французских. Нет и ранних богослужебных книг с годовым кругом. Можно только скомпилировать данные из разных источников: календарь из Карлсруэ и другие следы ирландцев на континенте, упоминания о важных праздниках в текстах Кели Де, возможно, в глоссах к мартирологу Оэнгуса и так далее.

Date: 2017-02-28 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
есть несколько довольно поздних, но ирландских месяцесловов (около трех, я забыл подробности, но у меня это собрано). в них есть существенные отличия от всей зап. европы сразу. либо не от всей, но тоже интересно (напр., отсутствие Успения Бцы...).

Date: 2017-02-28 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] smirennyj-otrok.livejournal.com
Есть два мартиролога IX века (Таллахтский и Оэнгуса), один - XII века (Мариана Гормана) и один - XVII века (Михал О Клери). В них собраны вообще все праздники, известные составителям, поэтому их литургическое использование под вопросом. В этом и состоит проблема: есть много-много праздников, из которых далеко не все реально отмечались.

Специфические и девиантные праздники есть, но с Успением все в пределах нормы: в МТ 14 августа assumptio Mariae uirginis, у Оэнгуса 15 августа большой праздник Богородицы плюс 16 августа рождество Марии (вот это девиация, конечно).

Date: 2017-02-28 10:30 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, я имел в виду первые три.

такие календари-энциклопедии очень полезны, хотя они и не говорят о литургических обычаях какого-либо опредленного времени. но они полезны тем, что оставляют следы тех праздников, которые когда-либо отмечались в доступных их составителям традициях.

у нас есть такой классический для Палестины календарь Иоанна Зосимы на грузинском.

поэтому в них можно нарыть архаику. нам не нужно, чтобы этот праздник отмечался во время составления календаря. нам важно свидетельство о том, что он вообще когда-то существовал в этой части мира.

Date: 2017-03-02 03:36 am (UTC)
From: [identity profile] smirennyj-otrok.livejournal.com
Хотя я и не верю в архаику, как Вы ее понимаете, но реликтовые календарные памяти, конечно, бывают. С одной стороны, ирландский материал располагает к поискам раннехристианского "субстрата", с другой, есть достаточно примеров разбитых ученых лбов, пытавшихся раскусить ирландцев.

По поводу Вашего предположения сразу возникают две мысли. Во-первых, ранняя система праздников на Западе была довольно простой, без заметного "иудеохристианского влияния". Несколько примеров я привел в бложике. Во-вторых, все ирландские мартирологи имеют континентальную основу (для ранних это сокращенная версия Иеронимова мартиролога, для Мариана, кажется, мартиролог Адона Вьеннского).

Date: 2017-03-02 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
но там есть какие-то памяти, не имеющих континентальных аналогов, кроме восточных.

а как я понимаю архаику? сам-то я этого не понимаю, как я понимаю )

честно говоря, если с дальним прицелом, то меня интересуют возможные восточные связи Ирландии, включая Византию. иудейские и иудео-христианские памятники в кельтском мире, как это вполне очевидно, прошли через христианский Восток. это не Эфиопия, где была собственная иудейская цивилизация раньше христианства.

может, сделать сводную таблицу по 4 источникам таких вот девиантных памятей, а потом подумать, что с ними делать? -- я в любом случае собирался когда-нибудь это сделать.

Date: 2017-03-03 04:06 am (UTC)
From: [identity profile] smirennyj-otrok.livejournal.com
Вполне могут быть у ирландцев такие памяти, которые можно попытаться связать с Востоком. По-моему, все это довольно глухо, но попытка не пытка. Во всяком случае, меня больше интересуют реальные литургические праздники, а у ирландцев фактический церковный год, по моим впечатлениям, мало выделялся на общем латинском фоне.

Ирландские мартирологи - это проблема. Во-первых, там уйма местных святых, в основном малоизвестных и просто неизвестных. Во-вторых, есть примеры ошибочного (?) перенесения праздника на другую дату, неопределенного обозначения праздника и так далее. В общем, мартирологами надо заниматься особо.

Все же приведу несколько подозрительных примеров из ирландского календаря IX века (Karlsruhe. Cod. Aug. CLXVII, f. 16v-17v), исключая праздники пасхального цикла и астрологические указания: 7 янв. Богоявление, 11 янв. возвращение Христа из Египта, 22 янв. Анастасий (?), 2 февр. принесение Христа в Храм, 8 февр. начало начал согласно грекам (?), 13 февр. начало и создание преисподней, 15 февр. дьявол отошел от Господа, 27 марта Воскресение, 8 апреля Семь дев (?), 12 апр. всемирный потоп, 27 апр. Ной в ковчеге, 2 августа смятение народа в пустыне и разрушение Храма Соломона, 1 сент. Константин, 24 сент. зачатие Крестителя, 17 окт. Никодим, 17 дек. приветствие Марии Елизаветой. Есть еще несколько памятей святых, которые вызывают подозрение.

Date: 2017-03-03 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
вот такие вещи и надо разбирать. все праздники реальны, хотя мы не всегда знаем, у кого и где их праздновали.

в представленном примере не все памяти значат что-то особое. если сходу и без подсчетов, то я бы сказал следующее (отмечаю *звездочкой те даты, которые, по-моему, не представляют интереса):

7 янв. Богоявление -- важно, что было на 6 янв. (не обязательно в том же месяцесловае, а в традиции); возможно, был цикл: 6 янв. -- рождество, 7 янв. -- богоявление (напр.

11 янв. возвращение Христа из Египта, -- интересная дата, связанная с рождественским циклом. если никуда не заглядывать, то первая у меня ассоциация -- дата Богоявления (до конца 4 в. также и рождества) в египетском календаре: 11 тобе (нужно помнить, что основной древний способ перевода дат между календарями -- брать те же числа, но своих месяцев).

*(?) 22 янв -- Анастасий мб. ошибочно вм. Антоний?

*2 фев -- это Сретение.

8 и 13 фев -- это интересные даты, отраженные в современных виз. Неделе о страшном суде и восп. Адамова изгнания, а у коптов -- "Пасха в (месяце) амшире". этимологически древняя (но периода 2 Храма) иудейская дата завершения литургического цикла и начала следующего. числа 8 и 13, теоретически, могут дать ценный материал для точных расчетов.

15 фев -- это начало Вел. Поста (юлианская проекция этой даты), т.к. пост связан с 40 днями Христа в пустыне.

*27 марта -- стандартная юлианская дата для Воскресения.

8 апр. -- это очень интересно, т.к. все группы дев как-то архаически связаны, и есть культы, где их число кратно 7, те. 49 или 50 (хотя не помню, где их ровно 7).

12 апр. -- интересно, что это за дата в хронологии потопа. стоило бы начать разбираться (стандартные даты -- либо 27, либо 17).

27 апр. -- стандартная дата для потопа, восходящая к Септуагинте. литургическое воспоминание потопа важно само по себе: это 2nd Temple Judaism, утраченная почти всюду особенность (праздновать память потопа в связи с преполовением 50цы).

2 авг. -- очень важно и интересно. грубо это совпадает с датами еврейского месяца аб, или ав, но там даты -- либо 10, либо 9, либо 17 таммуза. тут надо еще подсобирать сведения.

1 сент. -- недалеко от даты воцарения Константина 19 сент.; ее литургическое праздновение сохраняется у коптов на 12 месоре = 6 авг.

*24 сент. -- обычное колебание даты, связанное с колебанием даты рождества Предтечи (24 или 25 июля). колебение отчасти связано со способами счета, а отчасти -- с подразумеваемым устройством календарей (юлианский или такой, где все месяцы по 30 дней).

17 окт. -- интересная дата. нет ли там рядом Стефана или Гамалиила?

17 дек. -- опять интересно, т.к. эта встреча д.б. после Благовещения и довольно вскоре (но тут рядом 8 декабря -- зачатие Бцы; могло что-то перепутаться). что в этой традиции с Рождеством Бцы?
--------------
в ирл. календарях отражается некое несварение византийских праздников 6 века, т.е. Рва Бцы, Введения во Храм, Преображения. также могут быть аномалии с циклом Успения (это еще на фоне римской даты 18 января).

Date: 2017-03-05 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] smirennyj-otrok.livejournal.com
Этот конкретный источник важен потому, что это единственный более или менее нормальный литургический календарь с ирландской основой, хотя и не в "чистом" виде: там есть памяти франкских святых (что указывает на то, что рукопись, скорее всего, была создана на континенте, хотя и ирландцами). В рукописи он приложен к хронологическим и календарным сочинениям Беды вместе с пасхалией. Поэтому в него включены, во-первых, астрономические/астрологические указания, взятые из Беды (схожие, но вряд ли идентичные указания есть и в нормальных каролингских календарях: такая-то дата по грекам/египтянам, египетские дни, положение созвездий), во-вторых, пасхально-компутистический материал - положения луны вкупе с фиксированными датами для праздников пасхального цикла. Грубо говоря, календарь сильно замусорен нелитургическим хламом.

"Несварение" византийских праздников - совершенно верно. Эти праздники распространялись главным образом из Рима, где они были усвоены в период византийского папства, но даже там рецепция шла весьма и весьма постепенно. Даже Успение не сразу закрепилось. В ранней традиции на Западе вообще не было особых праздников Богородицы, хотя на местах могли изобретать свои праздники (я не заметил, что 17 декабря (на самом деле 18 дек.) - это испанский праздник в честь Девы Марии, связанный с рождественским циклом).

Date: 2017-03-05 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, как-то так.

про 17-18 декабря я не знал, и мне это весьма интересно. не дадите библиографию?

несварение византийских праздников в некоем календаре -- косвенный признак того, что мы в нем найдем (может быть) архаику.

а вот архаика интересна сама по себе.

а у Вас нет мысли составить таблицу "необычных" праздников по четырем источникам? мб., с такой таблицей на руках мы могли бы что-то обсудить или даже написать вместе. (в любом случае, я всегда буду на Вас ссылаться, если использую какие-либо Ваши наблюдения или мысли).

Date: 2017-03-05 09:41 pm (UTC)
From: [identity profile] smirennyj-otrok.livejournal.com
Праздник был утвержден на десятом Толедском соборе в 656 году - в любом издании первый канон, объясняется антиеретическая задача этого праздника. Вспоминается только общая статья по испанский санкторал (Santoral visigodo en calendarios e inscripciones, здесь). Возможно, тут посоветуют что-то более существенное.

Таблицу можно составить, но дело небыстрое - все-таки три полных мартиролога, да еще и сопутствующие материалы (например, обширные глоссы к Оэнгусу). В скором времени надеюсь вернуться к календарной теме и просмотреть ирландские материалы. Если увижу что-то странное и мне непонятное, напишу здесь об этом. Быть может, попадется что-то перспективное и Вам интересное.

Date: 2017-03-06 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
Большое спасибо за ссылку! этого я не знал.

Три полных мартиролога -- это не очень уж много. Давайте поставим целью проанализировать их архаичный (по сравнению с континентальными западными аналогами) субстрат. Я готов всячески в этом участвовать, но больше с восточной стороны.

Рабочей гипотезы о характере "восточных" памятей в ирландских календарях у меня пока нет. В других аспектах мы видели особое сродство с коптским христианством, но в календарях это неочевидно (память "египетских отцов" -- это след даже не обязательно коптского влияния, хотя, конечно, египетского монашества; но это einmal ist keinmal).

Библиография 18 декабря

Date: 2017-03-07 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] toletanus.livejournal.com
Про 18 декабря в статье Х. Бибеса, на которую дал ссылку Смиренный отрок, считай ничего нет.

Из того, что приходит на ум, кое что есть в комментариях у А. Лесли (PL85 Col. 170-177).
Кое что у Jenner, H. Mozarabic Rite // Catholic Encyclopedia. Vol. 10. NY, 1911. P. 611-622. (http://toletanus.ru/?id=bibliotheca.nread.11.88)
Немного было у М. Феротена в Le liber ordinum (Paris, 1904)
Больше всего информации по испанскому календарю у Ж. Пинеля в Liturgia hispánica (Barcelona, 1998):
P. 277-323 полностью посвящены литургическому году
P. 128-135 X-тому Толедскому собору и празднику Богородицы

Наверное, есть у Каброля и Леклерка, но у меня нет этого текста.
Edited Date: 2017-03-07 06:25 pm (UTC)

Re: Библиография 18 декабря

Date: 2017-03-07 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
Большое спасибо! 18 дек. -- это ровно за неделю до Рождества 25 дек., т.е. даты должны быть связаны как-то иначе, нежели Благовещением... такой седмичный цикл в этом месте напоминает празднования, связанные с Храмом и состоявшие из неск. воскресений (или суббот) подряд (сирийский и еврейский календарный материал такой есть).
Пинеля слегка посмотрел гуглем, но дерзаю спросить, не будет ли у Вас в электронном виде?

а статья Бибеса тоже очень полезна. там еще такой праздник странный: Salvatoris 25.XI.

Date: 2017-03-01 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] toletanus.livejournal.com
Как насчет того, чтобы внести результат Вашей работы в базу на martyrolog.ru ?
Edited Date: 2017-03-01 05:05 pm (UTC)

Date: 2017-03-02 03:37 am (UTC)
From: [identity profile] smirennyj-otrok.livejournal.com
да не вопрос. таблицу только сделайте

Date: 2017-03-03 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] toletanus.livejournal.com
А нет ли возможности уточнить формулировки? Т.е. чтобы было не "Agnes (passio)", а точно так, как оно в источнике.

Date: 2017-03-05 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] smirennyj-otrok.livejournal.com
можно, но зачем? Вам еще стациональные указания подавай

кстати, Толетанус, если знаете какую-нибудь литературу о мосарабском празднике 18 декабря, окажите любезность в треде повыше

Date: 2017-03-07 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] toletanus.livejournal.com
> можно, но зачем?

Потому что из полного сократить всегда можно, а вот наоборот никак.

Если верить Вашему

Sanctoralis Romani tabula comparativa
secundum regulam adulescentis, quod humilis est,
ex libris liturgicis antiquioris collectum in unum

то там не так уж и много памятей.
Дайте полные наименования!

> Вам еще стациональные указания подавай

Хотелось бы, если честно.

Profile

smirennyj_otrok: (Default)
smirennyj_otrok

March 2017

S M T W T F S
   123 4
567891011
121314 15161718
19 20212223 24 25
26 27 28293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 25th, 2017 04:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios