smirennyj_otrok: (жаба)
smirennyj_otrok ([personal profile] smirennyj_otrok) wrote2015-06-26 11:35 pm

Мифотворчество советское и православное

Забавный пример того, как антирелигиозную пропаганду можно использовать в православных целях.

Первое в советской России вскрытие мощей состоялось 22 октября 1918 года в Александро-Свирском монастыре Олонецкого уезда Олонецкой губернии. Вскрытие было, так сказать, неофициальное. Его проводили какие-то непонятные комиссары с чекистами, которые попутно облазили монастырские кладовые и неплохо поживились. Как докладывал патриарху епископ Олонецкий, «ни протокол о вскрытии мощей, ни опись увезённых впоследствии из монастыря ценностей не составлялись, т.к. "изъятие" протекало стихийно и напоминало грабёж» (НА РК, ф. 28, оп. 1, д. 2/11, л. 47, 53об). Только 20 декабря уездные врачи по поручению местной ЧК осмотрели мощи и составили официальный акт.

Вскрытие, проведенное в глухих местах без каких-либо документов, позволило местной советской пропаганде запустить дезинформацию: вместо останков Александра Свирского в монастыре выставляли восковую куклу. Об этом упоминал местный архиерей: "Без всякого стеснения с полным надругательством над религиозными чувствами русского народа обращались с находившимися в храме мощами... а затем, вероятно, в оправдание своих возмутительных действий выдумали басню, будто бы вместо останков тела святого Александра Свирского они нашли лежащую восковую куклу" (А. Н. Кашеваров, Советская власть и судьбы мощей православных святых, СПб 2013, с. 56-57).

Врачи
Беляев и Федоров сочли долгом опровергнуть эти слухи: мощи представляли собой вовсе не куклу, а частично мумифицированные, плохо сохранившиеся останки: «На вопрос, не есть ли осмотренные мощи грубая фабрикация под человеческое тело, — считаем необходимым ответить отрицательно» (Вестник Карельского краеведческого музея, № 5 (2006), с. 85-88). Однако миф о кукле оказался полезным для властей, которые использовали случай в Свирском монастыре, чтобы запустить кампанию вскрытия мощей по всей стране. В постановлении Наркомюста «О ликвидации мощей» от 25 августа 1920 года говорится, что «в Александро-Свирском монастыре… была обнаружена восковая кукла». Эта версия озвучена и в отчете 8-го отдела Наркомюста (не знаю дату). В одном месте там сказано, что «в литой раке, весящей более 20-ти пудов, вместо «нетленных» мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла», а ниже говорится: «Литая рака, весом в 40 пудов, в раке восковая кукла» (О святых мощах (Сборник материалов), сост. М. Долгинов, Москва 1961, с. 47, 51, 62, и тут еще). Подлинные мощи были потеряны и, видимо, уничтожены, поэтому опровергнуть миф было непросто.

В девяностых годах православные деятели решили обрести мощи и стали подбирать кандидатуры. Выбор остановили на хорошо сохранившейся искусственной мумии из фондов анатомического музея при Военно-Медицинской Академии. История у мумии была довольно мутная, поэтому связать ее с пропавшими в 1919 году останками Александра Свирского не составляло особого труда. Оставалась одна проблема: мумия из музея решительно не подходила под описание врачей. Поэтому протокол вскрытия сразу исключили из числа документов, которыми оперировали православные деятели. Они стали подчеркивать, что «основная часть документов в ходе кампании по ликвидации, фальсификации и дискредитации мощей святых была утрачена или намеренно уничтожена» (тут).

Протокол вскрытия успешно заменили малодостоверным описанием мощей в агиографическом сказании XVII века (тело было "совершенно целое и невредимое") и мифом о восковой кукле. Оказывается, адский чекист Вагнер пустил слух о кукле, потому что не мог объяснить чудесную нетленность мощей (само собой, подразумевается хорошо сохранившаяся мумия из музея, а не останки, описанные врачами). Вот так: «Кампания по ликвидации мощей ставила своей целью "разоблачение" святынь: для этого надо было показать, что мощи святых это не нетленное тело, а просто "кучка полуистлевших костей". Каково же было разочарование Августа Вагнера, вошедшего в монастырь Александра Свирского с вооруженным отрядом и произведшего вскрытие мощей! Но поставленную ему задачу скомпрометировать мощи преподобного Вагнер все-таки выполнил: в прессе появилось сообщение, согласно которому вместо нетленных мощей в гробу лежала "восковая кукла". Цвет кожи (желтый) и необыкновенная сохранность лица родили эту аналогию с восковой куклой. Так и пошло это кощунственное определение распространяться по всем многочисленным газетам того времени.» (из ЖМП).

Музейную мумию, судя по всему, действительно можно принять за восковую куклу («И сегодня обнаруженные мощи имеют необычайно хорошую сохранность: тело целое, монолитное, не подверженное тлению, воскового цвета, очень легкое… Обращает на себя внимание равномерный восковидный цвет высушенной кожи», Русклайн), поэтому ход православных деятелей мне кажется довольно остроумным. В православных изданиях довольно обтекаемо говорится об истории мощей после 1919 года, накручиваются разные гипотетические версии (их спасли тайные схимники и т. п.), а сравнение мощей с восковой куклой кажется весьма убедительным.




«Сохранилась не только пожизненная внешность, но и кожа лица - не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком, не удивительно в этой связи, что мощи святого Александра (и только они) в ходе "Кампании по изъятию мощей" в 1919 г. были названы "восковой куклой". Эта негативная, ложная, по сути своей, аттестация, является вместе с тем невольной характеристикой очень хорошей сохранности мягких тканей лица (и, кстати, одним из косвенных подтверждений идентичности мощей святого с исследуемым ныне телом).» (Православие.ру)

«Большевики, открыв кипарисовый гроб преподобного, завершившего свой путь четыре столетия назад, были потрясены состоянием мощей. Они ожидали найти восковую подделку. А когда вскрыли гроб, раздвинули одежды и увидели перед собой совершенно сохранное, целое человеческое тело, слегка желтоватого цвета (эта желтизна появилась от частого мироточения), пережили настоящий шок. Никто из большевиков не мог поверить в такую необычайную сохранность человеческого тела. Но, с другой стороны, Вагнер и другие бандиты не могли не увидеть, что тело-то не восковое. Такое тело в музей не поместишь – эти настоящие мощи не могут скомпрометировать “церковников”, значит, идея разоблачения срывается. И Вагнер, забравший все, что он хотел забрать, не собиравшийся останавливаться ни перед чем – в растерянности дрогнул, не зная, что предпринять. Потому монахи смогли его уговорить, чтобы он оставил мощи, потому что не знал, куда их везти – в губернском музее они были явно не нужны. И хотя это противоречило очевидности, Вагнер в своем отчете именовал святые мощи “восковой куклой”.

11 декабря снова приходила чекистская комиссия, чтобы удостовериться, что же именно находится в гробе. Они снова открыли раку и в большом недоумении смотрели на мощи. К тому времени по всем лодейнопольским и центральным газетам прошло сообще-ние о том, что в раке находится “восковая кукла”.
— Вы же видите, что это настоящее человеческое тело, — сказали монахи. — Дайте опровержение в газете, что это не восковая кукла.
В сохранившихся бумагах из монастырского архива есть такой документ: монахи пишут, что чекисты обещали дать опровержение. Естественно, никакого опровержения они не дали и дать не могли».
Этот термин, «восковая кукла», позднее вошёл даже в официальную бумагу — отчёт 8-й ликвидационной компании комиссии по изъятию мощей.» (отсюда)



Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting